Забавное наблюдение: первые произведения юных авторов (неважно, фанфики или что-то оригинально-самостоятельное) классически начинаются с пространного, очень образного описания природы. Обычно – закат или восход. И только потом, раскачавшись и задав нужное настроение, автор постепенно переходит к сути дела.
дальше…впрочем, кто бы говорил…
Начать – чуть ли не сложнее всего. Впрочем, придумать достойное завершение тоже не легче… хотя лично у меня с этим проблем вроде никогда не бывает: обычно сразу с точностью до фразы знаю, чем та или иная вещь закончится.
Вот и получается в итоге – есть начало и окончание, а середина провисает… либо пребывает в разрозненных обрывках…
Также, как подвид этого типа начала, может быть подробное (или не очень) описание начального места действий. Как то: «В старой таверне, расположившейся на перекрестке крупных торговых путей, в этот вечер – как, впрочем, и всегда – было так много народу, что некоторым даже приходилось сидеть на бочках, ящиках и других, изначально не приспособленных для этого, поверхностях. А все потому, что в именно в этот вечер ожидалось выступление заезжего менестреля, прославившегося своими хулиганскими песнями по всей стране».
Следующий по популярности способ – начинать сразу с реплики диалога. Я знаю одного человека (тоже пишущего, да *), который считает такой вариант банальным, если не бездарным. Не знаю… у меня менее категоричное отношение. Скорее, здесь все зависит от того, какой будет эта реплика. И какая характеристика дана в авторской речи: как назван и описан говорящий, какой глагол говорения использован (сказал, воскликнул, прошептал страшным шепотом), какие жесты сопутствуют, как описан голос – либо же реплика задается вообще без авторской характеристики, просто сама по себе, в голос виде. В любом случае, она должна прозвучать резко и метко. Заинтересовать. Заинтриговать.
Третий вариант – начать сразу с какого-либо действия главного героя, ввести оного персонажа с самых первых строк, с ходу расставить основные точки над ё. Например, что-то вроде: «Горбоносый сутулый лучник стоял на краю стены и с едва заметной тревогой вглядывался вдаль, приложив руку ко лбу. Ворлоки были близко». Либо: «Томас Рифмач закашлялся, приглушенно выругался и, пару раз вяло щипнув струны лютни, запел дребезжащим старческим голосом древнюю легенду о прекрасном драконе и капризной принцессе». Или еще: «Ильф Христофорович Минус, отставной полковник королевской гвардии, а ныне – частный детектив на службе Ее Величества, с подозрением изучал найденную на месте преступления деревянную кукушку из старых часов с маятником».
Как попыталась здесь показать, существует также два варианта «номинации» героя:
- либо сначала задается подробное описание, внешняя характеристика ГГ, а потом уже кто-то из других персонажей обращается к нему по имени;
- либо герой изначально называется по имени, иногда с подробной «паспортной» информацией (кто, когда, кем работает), а описание разбросано к тексте мелкими деталями. Ну что-то вроде этого: «подняв долгопалую, унизанную диковинными перстнями руку, откинул со лба непослушные пряди длинных темных волос», «широко улыбнулся, отчего его кошачье-зеленые глаза блеснули странным лукавством», «легко поднялась, зашуршав подолом длинного канареечно-желтого платья» и так далее.
Еще, менее популярный, но также довольно часто встречающийся вариант начального фрагмента (это обычно относится к более-менее объемным произведениям) – когда некие персонажи (неважно, враги или друзья) по той или иной причине обсуждают ГГ/рассказывают друг другу о нем, и только после этого ГГ появляется самолично.
Хотя, разумеется, это далеко не все варианты-способы начать текст. Просто те, которые лично мне попадались чаще всего.
Хммм... Ты знаешь - тут раз на раз не приходится))
Всегда дольше всего думаю над первой фразой и над последней, ибо они самые важные и образующие... но каждый раз оно как-то само интуитивно рождается, без логических построений из серии "А вот начну-ка я эту историю сразу с диалога" или "А вот задам-ка я тут в начале пейзажную зарисовку для создания нужного настроения"
Ооо, этот страшный дикий зверь...